Министр иностранных дел России заставляет всех прислушиваться к своим словам. Он объясняет американцам, как надо себя вести в отношениях с Россией, и показывает соседям, что с нами шутить не надо. Американцы пытаются не слышать, а соседи бурно возмущаются. В Тбилиси тщетно пытаются найти адекватный ответ. Грузия возмущается словами Лаврова и делами Путина.
Министр иностранных дел Сергей Лавров опубликовал свою статью «Сдерживание России: назад в будущее?» в отечественном журнале «Россия в глобальной политике».
«Выход из сегодняшней ситуации, который позволит избежать ущемления достоинства всех сторон, по мнению Лаврова, есть» Изначально статья предназначалась для публикации в журнале Foreign Affairs – самом авторитетном в США издании, освещающем проблемы мировой политики.
По сообщению Министерства иностранных дел, Лавров хотел напрямую обратиться к зарубежной аудитории «в целях разъяснения российской внешней политики, нашего видения современных международных отношений и путей обеспечения позитивной направленности развития двусторонних российско-американских отношений, включая взаимодействие в международных делах».
Редакция американского издания статью приняла, но подвергла ее жесткой обработке. «Редакция журнала, сославшись на собственные требования, подвергла статью существенной правке, если не сказать цензуре. Статья была сокращена на 40%, потеряв значительную часть своего первоначального смысла», – цитировало заявление МИДа РИА «Новости».
МИД России сообщил тогда, что статья министра будет опубликована на русском языке в журнале «Россия в глобальной политике», и сегодня это намерение было реализовано.
Сергей Лавров пишет, что размещение американцами системы противоракетных элементов по периметру российских границ необходимо рассматривать в рамках политики «сдерживания России». «В менталитет «сдерживания России» укладываются и односторонние планы размещения американской базы ПРО в Европе», – говорит Лавров и доказывает, что сама постановка вопроса о сдерживании России «апеллирует к инстинктам прошлого». «Это говорит не столько об отсутствии воображения, сколько о том, что для кого-то после окончания холодной войны почти ничего не изменилось», – констатирует министр.
Противоракетная база в Европе «как недостающий элемент ложится в рисунок глобальной системы ПРО США, расположенной по периметру российских (а заодно и китайских) границ», – пишет Лавров. И разумеется, «ответ на этот стратегический вызов будет даваться на стратегическом же уровне».
Выход из сегодняшней ситуации, который позволит избежать ущемления достоинства всех сторон, по мнению Лаврова, есть. Надо воспользоваться предложением президента России совместно использовать Габалинскую РЛС в Азербайджане, а также дополняющими его предложениями о создании региональной системы мониторинга и раннего предупреждения, сделанными во время встречи Путина с президентом США Джорджем Бушем в Кеннебанкпорте.
По словам Лаврова, «в качестве исходного пункта подлинно коллективных усилий в этой сфере мы готовы совместно с США и другими заинтересованными странами, прежде всего европейскими, провести совместный анализ потенциальных ракетных угроз на период вплоть до 2020 года». В данном случае министр убежден, что предложенная система взаимодействия могла бы привести к качественному изменению российско-американских отношений в сфере безопасности, на более высокий и доверительный уровень.
Сегодняшняя публикация статьи Лаврова звучит особенно сильно на фоне его вчерашнего заявления о том, что Россия предпримет все возможные усилия в рамках международного права, для того чтобы все осетины жили вместе. Этим заявлением, естественно, громко возмутились в Грузии.
Государственному министру Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Давиду Бакрадзе такие заявление «полностью непонятны». По его словам, если речь идет о культурных отношениях, о контактах гуманитарного характера, такие контакты должны существовать, тем более что они уже и существуют. «Но полностью непонятно игнорирование понятия границы со стороны министра иностранных дел», – отметил Бакрадзе.
.Госминистр Грузии высказал мнение, что «заявление Лаврова было продиктовано текущей политической конъюнктурой». «Очень досадно, что наши российские коллеги ставят эту текущую конъюнктуру выше долгосрочных стратегических интересов, в том числе долгосрочных стратегических интересов в отношениях между Россией и Грузией», – заявил Бакрадзе.
По его мнению, слова министра иностранных дел России показали, насколько неадекватна сегодняшняя российская политика конкретно в отношении «Цхинвальского региона» (так в Грузии официально именуется Южная Осетия) и «насколько она не учитывает или не может учесть те новые реалии, существующие сегодня в регионе».
В свою очередь председатель парламентского Комитета по внешним связям Грузии Константин Габашвили заявил, что «Россия видит, что приближается время урегулирования цхинвальского конфликта. Они также видят, как местные жители, осетины, готовы к разрешению конфликта и мирной жизни. Исходя из этого, Россия понимает, что может потерять один из рычагов давления на Грузию».
Учитывая, что грузино-осетинский конфликт в последние месяцы только обостряется, трудно предположить, что имеют в виду грузинские политики, говоря о «приближающемся времени урегулирования».
Некоторые грузинские лидеры поспешили объявить, что Лавров, желая объединить осетин, ставит перед собой непосильную задачу. Председатель парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Грузии Шота Малашхия в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД сообщил, что «для ее решения нужно сдвинуть Кавказские горы. Это не в возможностях даже министра иностранных дел России».
.Он сделал предположение, что в Москве «нервничают» по той причине, что мирные планы Грузии по урегулированию южноосетинского кризиса в рамках единого государства оказались эффективны и скоро принесут плоды. В данном случае Шота Малашхия ведет речь о создании из протбилисских осетин временной администрации Южной Осетии во главе с бывшим премьер-министром непризнанной республики Дмитрием Санакоевым.
Грузию возмутило и награждение государственными наградами Российской Федерации группы жителей Южной Осетии. Во вторник президент Владимир Путин отметил югоосетинцев «за заслуги в области просвещения и взаимообогащения культур наций и народностей». В ответ Давид Бакрадзе, по обыкновению, обвинил Россию в нарушении норм международного права и процедур. Это нарушение, по мнению министра, выразилось в награждении граждан иностранного государства.
«Подобными шагами и практическим поощрением сепаратизма в Грузии Россия открывает ящик Пандоры, что в будущем может тяжело отразиться на самой России с точки зрения ее государственного единства», – провозгласил Бакрадзе.
|